Tara Aviniony
Откуда молния сверкнет? Что отразится в бездне вод? Пред кем король склонит колена?
Продолжаю рассказ о своих Питерских каникулах.

Второй день решила посвятить Эрмитажу.


Тот самый Портик с Атлантами

Пришла почти к открытию. На дворцовой площади играл военный оркестр, как я поняла, уже готовились к параду на День Победы. Кто в курсе – Дворцовая площадь с трех сторон окружена знаниями и они приблизительно одинаковой высоты. Так вот от звуков труб там все звучало и резонировало.



В очереди простояла чуть больше получаса. Стоявший чуть дальше меня парень, местный житель, сопровождавший своих приезжих друзей, сказал: «Считайте, что по спецпропуску пролетели». В принципе могла бы и совсем не стоять, купив входной билет в терминале, но я решилась начать с обзорной экскурсии по музею, а на неё билет можно было купить только в кассе. Также в терминалах не действуют льготы, а льготная программа в Эрмитаже широкая, хоть я и не подпадала ни под какую категорию. Да, для покупки билета необходим паспорт – есть какие-то отличия в порядке посещения для граждан России и иностранцев.

Сразу скажу, что экскурсия мне понравилась. Рассказ был о том, как формировалась коллекция, как складывался комплекс зданий, об их архитектурных особенностях. Большая Иорданская лестница, Петровский зал, Фельдмаршальский, Гербовый, естественно – Военная галерея, эрмитажные Лоджии Рафаэля, три Просвета, Павильонный зал, Висячий садик… Из экспонатов останавливались не всегда у хрестоматийно известных, но у таких, которые в наибольшей степени отображали особенности мировоззрения людей в разное время и их отражение в искусстве. Хотя были специальные остановки в рембрантовском зале, у картин Леонардо да Винчи, рассказ о русской каменной мозаике и античной керамике, о Большой Колыванской вазе и часах «Павлин». В общем, если вы окажетесь в Эрмитаже в первый раз и при этом не изучили предварительно его историю в подробностях и не имеете намерения сосредоточиться на какой-нибудь конкретной экспозиции – начните с такой экскурсии, это задаст определенные координаты. Плюс на экскурсии рассказывают о таких вещах, на которые вряд ли обратишь внимание при самостоятельном осмотре, например, на разницу в отделке залов, строившихся, как дворцовые и помещений, изначально предназначенных для размещения музейных экспонатов.



Экскурсия длилась почти два часа, и после неё я отправилась в свободное плавание. Посмотрела на малых голландцев, которых очень люблю, сочных фламандцев, отделы итальянской и французской живописи, испанскую галерею, небольшое, но очень цельное собрание английского портрета, поохала-поахала в Рыцарском зале. Подкрепилась стаканчиком капуччино и отправилась в Египетский и античные залы. А дальше я просто сдала, ноги не держали, шатало от такого количества впечатлений. Да и сам музей уже должен был закрыться через пятнадцать минут…


Очень люблю эту юную Богоматерь Сурбарана


Черный юмор - Паулюс Поттер, "Наказание охотника"


Столик в технике каменной мозаики


Рыцарский зал, понятное дело. На турнире я бы за Чёрного болела, он в этой компании самый эффектный.


Древняя гречанка, делающая селфи. Шучу, конечно. Это Артемида.

И еще об одном эрмитажном впечатлении. Это серия фоторабот японского художника Ясумаса Моримуры. Как и любому современному художнику, ему можно бросить упрек во вторичности, явном расчете на скандальность… Но этот проект, посвященный работе Эрмитажа в дни блокады, заставил его быть сдержанным и суровым. С фотографий, сделанных в нескольких залах, «стерты» картины и посетители смотрят на пустые рамы. Сам автор появляется в кадре в образах ленинградских художников Веры Милютиной и Василия Кучумова, которые в военные годы изобразили на своих рисунках холодные, пустые залы музея. И эти фотографии реально впечатляют, вызывают ощущение сместившихся, перемешавшихся времен. Меня особенно от кадра из «Военной галереи» проняло. И честно скажу – такое современное искусство я одобряю и приветствую.



В общем, Эрмитаж- это самостоятельный Мир, Галактика, Вселенная, тут можно бродить бесконечно, погружаясь в его атмосферу.

А ещё я периодически пыталась выглядывать знаменитых эрмитажных котов, но, похоже, усатые-хвостатые сотрудники работают в ночную смену… Хотя вот такого котика могу вам предложить:


Котик из Лоджий Рафаэля

После Эрмитажа я отправилась на прогулку по Неве на трамвайчике. Поездка, маршрут которой значился как «от Дворцового до Большеохтинского моста» оказалась, правда, без экскурсии, но на обратном пути на небе появилась невероятная радуга. Двойная, огромная дуга во все небо, широкая, яркая, один конец заходил на реку, так что казалось, рукой можно дотянуться, никогда такого чуда не видела. Народ выбежал на открытую площадку, скакал, чуть не визжал от восторга и удивления, фотографировал…





Таким был мой второй питерский день.


@темы: питерские каникулы, лытдыбр, из дальних странствий воротясь, впечатления